Велика и славна Российская земля православными храмами, уже более тысячелетия хранящими таинство святой веры Христовой. Много страданий и поношений выпало на долю Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Уже вскоре после становления Православие на Руси подверглось гонению. Несметные полчища Золотой Орды, вторгшиеся в русские княжества, огнем и мечом стремились искоренить в русских людях все более крепнувшую веру в Господа Иисуса Христа.
Невероятным образом история русского Православия неразрывно переплелась с историей самого государства, еще в Х веке принявшего христианство. Именно с этого момента – крещения Руси в 988 году, и начался славный и мучительный путь Русской Церкви.
Сегодня иностранные туристы, совершающие экскурсии по местам силы, почти равнодушно осматривают церкви Красногорска, Звенигорода, Одинцово или Волоколамска. Некоторые лишь из любопытства пересекают храмовую ограду, щелкают фотоаппаратом, позируют на фоне каменных крестов. Слыша их беззаботный смех и чуждую речь, пожилые прихожане недоумевают, как можно вести себя столь «раскованно» в присутствии святыни?
Конечно, бывают и другие ситуации. Когда какой-нибудь американец или канадец, выйдя из экскурсионного автобуса, все менее уверенным шагом приближается к дверям храма. И вот, войдя внутрь, пройдя в притвор, посетитель вдруг начинает ощущать нечто страшное и торжественное. Не то страшное, от чего хочется убежать, а то, что вызывает благоговение и трепет. Именно таким некогда было первое знакомство с Православием великого американского подвижника иеромонаха Серафима Роуза. Подобный опыт стал достоянием уже многих изначально неправославных людей.
Сегодня Православие в России вновь переживает становление. Церковь, как и в свои первые века, ведет духовную борьбу на всех фронтах. После долгих десятилетий засилья безбожников заявить о себе с твердостью и смирением – вот ее насущная задача. Кстати, возрождение из руин знаменитых кладбищ имеет, кроме всего прочего, глубокий символический смысл. Например, Успенский храм в Красногорске после многих выпавших на его долю бед теперь опять действует и привлекает к Богу бывших атеистов. Православные прихожане здесь не только посещают литургию, но и занимаются благотворительностью.
К сожалению, бытует мнение, что Православие – это полуграмотные бабушки, ставящие свечки в храме и с подозрением наблюдающие за молодыми людьми, перешагнувшими порог церкви. Увы, именно такой стереотип пытались привить советским людям идеологические жрецы недавнего прошлого. Их целью было дискредитировать религию. Поэтому, разрушая церкви в Красногорске, Москве, Киеве, Минске, атеисты параллельно стремились разрушить веру в сердце народа. Много лжи и обвинений в невежестве было вылито на Церковь.
Но история свидетельствует об обратном. При Ярославе Мудром Православие оказалось самым прогрессивным движением, пролившим свет не только в души русских людей, но и в их национальную культуру. Ученые монахи открывали школы для простого народа, стала развиваться письменность, появились серьезные литературные трактаты. И кто знает, чем бы еще обогатило Православие Русь, если бы не татаро-моногольское нашествие.