Православные святыни – это неотъемлемая часть истории России, поэтому игнорировать их нельзя. И не нужно быть воцерковленным человеком или искусствоведом, чтобы при одном взгляде на икону все о ней узнать и рассказать что-то очень интересное.
Деревянная основа
Она может сказать об иконе не меньше, чем изображение. Например, доски с ковчегом стали использовать только начиная со средних веков.
Уже в это время основу делали из 2-3 частей, хорошо скрепляя их друг с другом. Но в средние века мастера додумались снимать верхний слой древесины везде, кроме узких полос по краям. Это углубление стало называться ковчегом. У углубления несколько смыслов и значений.
- Богословский – отсылка к кораблю Моисея, который спасал на нем животных от потопа.
- Место для основного изображения – лика святого или религиозного сюжета. По бокам художники часто рисовали клейма – небольшие сюжетные зарисовки. Там могли быть так же орнаменты или вообще ничего – просто однотонная рамка. Например, на иконе Михаила Архангела вокруг лика красивый позолоченный орнамент.
- Способ предотвращения деформации иконной доски. Они не трескаются и не прогибаются.
Художественные изображения
Исторически сложилось так, что иконы писали темперными красками, на основе яичного желтка. Это не христианская технология – такими красками расписывались саркофаги древних египтян и, как видим, они пережили тысячелетия и почти не потеряли своей красочности.
Обратите внимание на лицо иконы. Если на ней есть маленькие дырочки, значит когда-то она была защищена окладом – вышивкой или тонкими металлическими пластинами, в точности повторяющими саму икону. Оклад мог скрывать под собой все, кроме лица и рук и часто был частью иконы, ведь блеск драгоценных металлов символизировал божественный свет.
Мастера и школы
Уже к 14 веку русские мастера перестали делать списки с византийских икон и в стране сформировались свои иконописные школы.
У каждой свои особенности и свой подход к иконописи. Например, Палех легко отличить от других преобладанием красного и черного фона, обилием украшений. Новгород отличают крупные элементы, богатая цветовая палитра, чеканное письмо. У Вологды легкость, невесомость и полупрозрачность.
Надписи
По ним так же можно определить возраст иконы. До 15 века иконописцы не делали в тексте пробелов вообще, а сами буквы были угловатыми. С 17 века иконописцы используют кириллицу со сложной вязью и обилием надстрочных символов, которые чаще всего трактуют сокращенные старославянские слова.