Отходя ко сну верующему человеку необходимо приготовиться к наступающей ночи и грядущему дню. Молитвы на сон грядущим (вечерние) – подведение духовного итога прожитого дня с целью укрепить человека для жизни по заповедям, для избежания повторения ошибок и грехов. Изначально это правило было написано на церковно-славянском языке, но для удобства было переведено на более понятный. На русском языке и представлены указанные ниже обращения, выделены правильные ударения.
- Церковная
- Святому Духу
- Пресвятой Троице
- Молитва Господня
- Тропари
- Тексты молитв
- Святого Макария Великого, к Богу Отцу, первая
- Святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу, вторая
- Преподобного Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу, третья
- Макария Великого, четвертая
- Пятая
- Шестая
- Иоанна Златоуста, седьмая
- Ко Господу нашему Иисусу Христу, восьмая
- Петра Студийского, девятая
- Пресвятой Богородице, десятая
- Святому Ангелу хранителю, одиннадцатая
- Кондак Пресвятой Богородице
- Святого Иоанникия
- Святого Иоанна Дамаскина
- Честному Кресту
- Ослабь, отпусти, прости…
- Короткая
- Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
- От кошмаров
- Оптинских старцев
- Слушать на видео
Церковная
Начинать нужно так:
Чтобы скачать православные тексты на русском языке себе на компьютер и потом расспечатать, читайте вот эту инструкцию.
Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Пресвятой Троице
После того, как будут прочитаны начальные строки (до молитвы Господня), призывается милость Небес, и нужно читать тропари.
Молитва Господня
Тропари
Прочтение этих слов 12 раз утром и вечером символически обозначает освящение каждого часа в сутках.
Совершаются три вечерних песнопения, направленные к каждому из Лиц Святой Троицы.
Тексты молитв
В обращении к Богу Отцу преподобный Макарий Великий (IV век) учит людей молить Царя Небесного о том, чтобы Всевышний простил грехи, которые были совершены за истекший день, чтобы Господь помог людям переночевать и в состоянии смирения и благоговения вступить в день грядущий.
Святого Макария Великого, к Богу Отцу, первая
Второе прошение к Богу Сыну составлено преподобным Антиохом, сирийским подвижником V века — опыт постижения совершенства Творца как Доброго пастыря. Здесь осознается глубокая греховность природы человека («семя тли во мне есть») и выражается упование на то, что душа будет спасена. Здесь испрашивается просвещение ума, сердца чистотой Божественного Слова, души, тела, бесстрашием Христовым. В заключение просится «смирение мысли».
Святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу, вторая
Смысл третьего псалма — к Богу Духу Святому, примерно таков: за уходящий день смертные совершили множество грехов, что породило уныние, и я потерял покой в своей душе. Здесь просится о помиловании, чтобы совесть людей была чиста, и они могли славить имя Творца.
Преподобного Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу, третья
Готовность человека предстать перед Всевышним и завтра выражается в следующих четырех песнопениях (с 4 по 7). Четвертое создано Макарием Великим, а пятое — великим учителем церкви, святителем Иоанном Златоустом (347-407 г.г.).
Последнее особенно интересно тем, что содержит 24 прошения — по числу часов в сутках. Православные испрашивают у Творца многие милости, чтобы творить добро в жизни, хорошие сновидения, в которых нет кошмаров и дурных мыслей, а утром быть услышанными о том, что покаялись, стать тверже в благой мысли, чтобы воля Всевышнего совершилась в грешных людях.
Макария Великого, четвертая
Пятая
Шестая
Иоанна Златоуста, седьмая
(24 просьбы по числу часов в сутках)
В восьмой спрашивается заступничество за люд перед Господом у Богоматери, Ангелов и союза почитаемых мудрецов. Каждый стремится подражать их святости, умению быть смиренными. Упование человека на милость укрепляется словами самого Творца о том, что Он не желает грешнику смерти, а хочет, чтобы грешник встал на путь истинный и остался жив.
Ко Господу нашему Иисусу Христу, восьмая
Девятое прошение (преподобного Петра Студийского, VIII-IX века) и десятое, которые обращены к Деве Марии, ибо Ее мольбы помогают людям «любить закон Божий» и укреплять их волю, чтобы каждый жил «в повелении Сына Ее» и смог попасть в Царствие Небесное.
Петра Студийского, девятая
Пресвятой Богородице, десятая
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.
В одиннадцатом прошении, обращенном к Ангелу-Хранителю, призывается покровительство душе и телу, защита от лукавых нападений дьявола; выражается потребность очищенного покаяния сердца более не оскорблять Всевышнего ни единым грехом.
Святому Ангелу хранителю, одиннадцатая
Далее читается прекрасный благодарственный гимн Деве Марии — Кондак «Взбранной Воеводе…». Это песнопение составлено патриархом Константинопольским Сергием в связи с чудесным заступлением православной Византийской империи от нашествия персов и аваров в 626 году. Вдохновенный гимн «Взбранной Воеводе…» был включён в уже существовавший тогда Акафист Божией Матери.
Кондак Пресвятой Богородице
Окончанию вечернего моления предшествует чтение краткой литургии преподобного Иоанникия Великого (IX век). Семьдесят лет из своего почти столетнего бытия он провел в монашеских подвигах, наизусть знал Псалтирь, почитал псалмы, присоединяя каждому песнопению этот небольшой, но умилительный стих: «Упование мое Отец…»
Святого Иоанникия
Однако сам вечерний канон на этом не заканчивается.
Славословие пресвятого Иоанна Дамаскина (VIII-IX века) напоминает, что ложе ночного отдыха может неожиданно оказаться для нас гробом, и потому каждый должен усилить покаяние. Опасность духовной смерти велика, народ постоянно ходит «посреди сетей многих», от которых могут спасти только благодать и милость Всевышнего, поэтому стоит прибегнуть к Его неизреченному милосердию.
Святого Иоанна Дамаскина
Затем, окрестив себя (в некоторых молитвословах указывается, что нужно перекрестить и свою постель, а также вокруг четыре стороны света), православный христианин обращается к Честному Кресту Господню. Так выражается наша вера в его силу, силу крестного знамения, отгоняются бесы.
Обращаясь к Кресту Господню, мы именуем его Животворящим, ибо Крест — непостижимая и непобедимая сила: Иисус Христос был убит на нём как на жертвеннике во умилостивление за наши прегрешения и этим помог людям избавиться от смерти вечной, открыл им путь на Небеса. Существует и краткий вариант этого псалма.
Честному Кресту
Или краткая:
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.
Ослабь, отпусти, прости…
Короткое славословие «Ослаби, остави…» связано с просьбой обо всех и за все. Следуя призыву Спасителя и его подвижников, усердно молившимся о врагах своих, христианин обращается к Всевышнему с мольбами о тех, кто нас ненавидит и когда-либо обидел нас, молясь далее о своих родственниках и добрых знакомых, о больных и путешествующих, о благодетелях, об уже ушедших из земного мира…
Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наша вольные и невольные, совершённые словом и делом, сознательно и неосознанно, днём и ночью, в уме и в помысле, – всё нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.
Засыпая, христианин думает о том, что каждому когда-нибудь предстоит дать ответ за дела в жизни на Суде Божием, и совершает исповедную литургию к Царю Небесному. Перечисляются некоторые грехи, в той или иной степени свойственные очень многим людям, и приносится искреннее покаяние.
Завершается все отходом ко сну: молитвослов предписывает произносить краткую мольбу, передающую душу каждого «в руки Творца» — на Его Волю.
Короткая
В ру́це Твои́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мой, предаю́ дух мой: Ты же мя благослови́, Ты мя поми́луй и живо́т ве́чный да́руй ми. Ами́нь
Вышеперечисленные богослужения в союзе дают очень сильную защиту, очищают мысли, противостоят ночным кошмарам. Старайтесь использовать полный вариант молитвенного слова на ночь.
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
Современному человеку, окруженному суетой, трудами и заботами, не часто удается уделить вечернему или утреннему распорядку должное время. Осознавая это, Преподобный Серафим Саровский (1757-1833 гг), который жил не так давно относительно основных почитаемых угодников и наблюдал за жизнью людей из разных сословий, составил для нас канон, который более доступен, в коротком варианте.
Короткий вариант вечернего правила – это:
- молитвы Господня Отче наш (читается три раза)
- Песни Пресвятой Деве Марии (читается три раза)
- Символ Веры (читается однократно)
Указанные псалмы к Создателю — основные начала веры и смирения для каждого православного. Также днем нужно мысленно, как вариант тихо, чуть слышно прочитать Отче наш. Возможен и ее короткий вариант — «Господи, помилуй». После обедни и до того, как соберетесь ложиться спать, Серафим Саровский рекомендует обращаться и к Приснодеве, повторяя как можно больше слова «Пресвятая Богородице, спаси мя».
Соблюдение канонов вечерней литургии помогут и взрослым и детям обрести спокойный сон.
После трудного дня или, находясь продолжительное время в стрессе, людям часто снятся кошмары, плохие сновидения. Это говорит о перегруженности организма, его напряженном состоянии, переживаниях. Говорят, чтобы увиденное не сбылось, проснувшись, нужно поскорее кому-либо рассказать все, что приснилось. При этом стараться вспомнить как можно больше подробностей. А вечером того же дня, во время молитв на сон грядущий, прочитать богослужение к Творцу, которое защитит от кошмаров.
От бессоницы поможет вот это прошение.
От кошмаров
Кроме вышеуказанных способов избавления от ночных кошмаров можно использовать заговор или особый ритуал.
Важно помнить, что нигде не стоит упоминать о намерениях. Ведь главная сила заговора — вера.
• проснувшись ночью от кошмара необходимо трижды сказать
«Куда ночь, туда и сон. Аминь».
Наложите на себя крестное знамение трижды. Если на дворе лето, можно сказать эти слова в открытое окно или форточку. Вода смывает негатив — сделайте глоток воды. Также необходимо сменить позу, в которой спите, к примеру, если спали на спине — лягте на бок и т.д. Полезным будет сменить постельное белье или хотя бы переодеть на изнаночную сторону.
• Вода — очищает. Проснувшись, расскажите плохое видение воде: в душе или открыв кран. После произнесите текст:
«Вода, смой все горести и беды» , «Куда вода, туда и сон».
• Изготовление ловца сновидений
Это очень сильный ритуальный предмет, он появился у древних индейцев. Кроме того что этот оберег поможет «обезвредить» плохие сновидения, и воплотить позитивные изменения в жизнь. Сейчас можно приобрести подобную безделушку в магазинах, но лучше сделать его самому, при этом вкладывать только хорошие мысли.
Идущее далее песнопение (Оптинских старцев) можно включать как аудиозапись, если возникают проблемы с ежедневным ее прочтением. Стих звучит чудесной песней.
Оптинских старцев
Полезные советы от церковнослужителей:
- Пение Оптинских старцев благотворно сказывается на нас при прослушивании. Этот мужской монастырь славится мудрыми старцами, которые предвидят судьбу человека. Когда мы слушаем их песнопения, настраиваемся на путь истинный, становимся смиренными и покорными своей судьбе.
- Православная церковь не возбраняет просмотр видеозаписей с церковным содержанием. Но стоит очень серьезно и нравственно относиться к такого рода информации. Во время того, как вы будете смотреть или слушать подобное, стоит максимально сконцентрироваться на озвучиваемом и отложить остальные дела.
- Священнослужители рекомендуют читать моления Оптинских старцев в вечернее время. Им уже много веков, поэтому несут в себе мудрость, которая способна объяснить основы православия и необходимость веры в Бога.
Чтобы скачать православные тексты на русском языке себе на компьютер и потом расспечатать, читайте вот эту инструкцию.