Есть личности, которые годами не отваживаются на это таинство: с трудом даются священные слова молитвы перед причастием, пугает непростая подготовка. Некоторые думают, что это необязательная процедура, другие решаются, только когда сильно заболеют. Хотя в этом заключается одна из основных причин существования домов Божьих на земле.
Это незримое соединение человечества с Иисусом, передающееся через пищу: вино и хлеб, — объединяющее православного с Господом эмоционально, интеллектуально, телесно и религиозно.
Церковь — единственное помещение, где общение с Господом реально, что является сутью, ценностью для православных людей.
Из истории известно, что священство пришло из пасхальной традиции евреев: ночью перед праздником закалывали ягненка и подавали к столу. Животное символизировало жертву, что было напоминанием об освобождения от рабства египтян.
Ветхий Завет рассказывает о пасхальном обычае на Тайной вечере, где присутствовали евангелисты. Заступник, передавая им наливку и житник, проговорил:
Примите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Со временем пиршество видоизменилось до привычного для нас духовного ритуала евхаристии.
Что такое покаяние
Это дорога, ведущая к Господу. Его также величают «Вторым Крещением».
Оно приводит к серьезным переменам личности:
усовершенствованию жизненных ценностей;
избавлению от грехов;
эволюции мыслей;
стремлению к духовности;
осознанию, что греховное направление — это тупик.
Понять ошибки, раскаяться, вернуться к вере сможет не каждый. Все ищут некую таблетку от навязчивого чувства вины, забывая всю суть церемонии.
Избавление от греха большинству представляется очень смутно: прийти в монастырь, слезно обещая так не делать, биться челом перед ликами. Это не является истинным покаянием. Познать его — ощутить серьезные изменения в своей душе. Неподдельное раскаяние — надежное путешествие к Всевышнему.
Связь между причащением и исповедью
Исповедь — ритуал освобождения от душевного беззакония через церковного служителя. Зря некоторые считают это простой беседой о своих грехопадениях.
Процесс включает несколько шагов:
Поиск недостатков.
Решение об их устранении.
Работа над собой.
Обращение к служителю Божьему за помощью в постижении целей Господа Бога.
Существует обычай исповедоваться в начале святого таинства причастия. Только осознав свою греховность, несовершенство, порочность, человек поймет, что невозможно объединиться с Создателем, не раскаявшись и не встав на путь исправления.
Частота Причащения
Не существует определенной цифры. Причащайтесь, когда просит душа. Лучше делать это каждую службу, которую посещаете, или в православный пост.
В древние времена таинство совершалось после каждой литургии. Тесно связанные с церковью говорили: «Чем чаще, тем лучше!». Например, на территории Турции в VI веке н. э. евхаристию совершали более четырех раз в неделю.
Считается, что причастие создано для христианина, а не он для священного обычая.
Правила и рекомендации
До принятия тайныя священства прихожанин читает молитву, называет имя, дарованное при крещении, направляется к месту, где находится целебный напиток. Дальнейшие действия: прочтение благодарственных текстов и нахождение до окончания службы в храме.
Как подготовить душу и тело к Причастию
Это очень важное событие для христианина, не повседневное, поэтому готовиться следует тщательно.
Подготовить душу поможет священник: благословит на Причащение, установит накануне сроки очищения, подскажет, что нужно делать дальше.
Обычно после беседы христианин идет на вечернюю службу, там читает специальные тексты. За день до важного события запрещено есть и пить, исключение — люди, которым нельзя поститься по медицинским показаниям. Заранее либо непосредственно перед евхаристией следует исповедоваться.
Одежда допускается скромная, чистая, аккуратная. В манерах должна присутствовать сдержанность, но стоит помнить, что это всё-таки праздник.
Поведение и настроение
Состояние причащающегося должно быть умиротворенным, уравновешенным: без лишних эмоций и суеты.
Особенный день полон соблазнов: лукавый сбивает с выбранного пути — надо дать ему отпор. Недопустимо предаваться страстям, телевизор, прочие средства массовых коммуникаций — под запретом. Воодушевляться можно такими примерами истинного служения Богу как: валаамские монахи и служители монастыря Оптина пустынь.
Находясь в храме, даже мысленно нельзя осуждать посторонних. Лучшее для этого дня — быть кротким, руководствоваться здравым смыслом, помнить, что происходит становление Причастником Христа.
Большое значение имеет то, как молится человек: понимает ли слова, сдержан, скромен ли по отношению к другим присутствующим.
Поведение возле Чаши тоже важно! Прежде чем подойти, необходимо правильно совершить поклон, приблизиться, скрестить руки на груди (правая на левой) и принять божественную влагу. Не стоит суетиться, креститься, кланяться возле святыни.
Советы тем, кто не способен выдержать ритуал по здоровью
Случается, что индивид не может держать строгий запрет в еде из-за плохого самочувствия, поэтому могут быть послабления. В таком случае нужно рассказать о своих проблемах батюшке — он даст благословение на возможное ослабление запретов. Важно беречь свое здоровье, а также не лениться готовить, ведь есть много вкусных постных блюд.
Рекомендации для детей
Причащают чадо после того, как прошел праздник крещения.
Церковный обычай важен для крепкого здоровья, религиозного развития, связи крохи с его Небесным Покровителем.
Были случаи, когда после обряда пропадали тяжёлые болезни, малыш становился веселее и спокойнее. Взросление также легче проходить через разговор с наставником. Детская душа, не оскверненная искушениями, чище взрослой, поэтому понять и принять способна больше.
До трёхлетнего возраста ограничений в еде у детишек нет — после смотрите на интерес малыша к христианскому бытию.
До семилетнего возраста исповедь не нужна.
Первый визит в святилище подобен празднику для ребёнка. Он может выбрать в церковной лавке интересную книжку, понравившуюся икону, поставить свечу. Есть вероятность встретить таких же детей, подружиться с ними. После визита можно сходить в любимое кафе или парк.
Объяснять крохе смысл православия полезно в форме игры. Повзрослевших детей приводят в религиозные школы.
Процесс таинства Исповеди
Для церемонии занимаем место в очереди, если такая есть, пока ждём — вспоминаем ошибки, записываем на бумаге для более точного изложения.
Не обращаем внимания на разные посторонние мысли и слова, не слушаем чужие рассказы во избежание примерить на себя чужие промахи.
Называем провинность Господу, а не батюшке, который лишь проводник общения с Богом.
По окончании просим прощения, склоняя голову.
Чтобы священник прочитал разрешительное прошение, целуем крест.
Если исповедь впервые, обязательно скажите об этом, чтобы батюшка помог, подсказал действия.
Бывает, провинности пишут на листе бумаги и отдают для дальнейшего сожжения. Подобная церемония практикуется в некоторых храмах.
Помните: главное — раскаяние и твердое желание не повторять перечисленных ошибок.
Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием
Св. Василия Великого
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Создателю, безначальннго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны благодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше; Сам Безсмертный Царю, приими мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея; прогневах бо Твою благость, Твои заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Прими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, непришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея. Святынь Твоих часть приемля, соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Тайн Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойнее тем причащатися; но даждь ми, даже до конечного моего издыхания, неосужденно восприимати часть Святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем Судищи Твоем; яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.
Св. Иоанна Златоуста
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити; но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприиме и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволив нити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми уголь Пресвятаго Твоего Тела, и Честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякого диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость; и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих; и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь.
Св. Иоанна Дамаскина
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко Благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия, в стену и в помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бое си Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Покаянная молитва преп. Исаака Сириянина
Господи Иисусе Христе, Боже наш, плакавший над Лазарем и источавший над ним слезы скорби и сострадания, прими слезы горести моей. Страданием Твоим исцели страсти мои; язвами Твоими уврачуй мои язвы. Кровию Твоею очисти мою кровь, и с телом моим сраствори благоухание Твоего животворящего тела. Та желчь, какою напоили Тебя враги, да усладит душу мою от горести, какою напоил меня сопротивник; страдания Тела Твоего, распростертого на древе крестном, к Тебе да возвысят ум мой, увлеченный демонами долу. Глава Твоя, преклоненная на кресте, да вознесет мою главу, заушенную супостатами. Всесвятые руки Твои, пригвожденные неверными ко кресту, к Тебе да возведут меня из бездны погибели, как обетовали всесвятые уста Твои. Лице Твое, приявшее на Себя заушения и заплевания от проклятых, да озарит мое лицо, оскверненное беззакониями. Душа Твоя, Которую, будучи на кресте, предал Ты Отцу Твоему, к Тебе да путеводит меня благодатию Твоею. Нет у меня болезнующего сердца, чтобы взыскать Тебя; нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыко, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнованиями возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе. Но Ты, Господи Иисусе Христе, Боже, Сокровище благ, даруй мне покаяние всецелое и сердце неутомимое, чтобы всею душою выйти мне на взыскание Тебя. Ибо без Тебя буду я чужд всякого блага. Посему даруй мне, Благий, благодать Твою. Безлетно и вечно изводящий Тебя из недр Своих Отец да обновит во мне черты образа Твоего. Оставил я Тебя, но Ты не оставь меня. Отошел я от Тебя — Ты прииди взыскать меня и введи меня на пажить Твою, сопричти меня к овцам избранного стада Твоего, пропитай меня злаком Божественных таинств Твоих вместе с теми, у которых чистое сердце их — обитель Твоя, и в нем видимо блистание откровений Твоих — это утешение и эта отрада для потрудившихся ради Тебя в скорбях и многоразличных муках. Сего блистания да сподобимся и мы по Твоей благодати и по Твоему человеколюбию, Спаситель наш Иисусе Христе, во веки веков. Аминь.
Симеоона Метафрааста
Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси мя, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоему дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя апостолы, к сим же Твою нескверную Чистую Матерь; ихже мольбы, Благоутробие, прими, Христе мой, и сыном Света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе леподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.
Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси, грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене, недостойнаго, причаститися пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение: да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.
Молитвословие 2-е, святого Василия Великого
Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После утренней литургии святого Василия Великого читается:
Тропарь, глас 1
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси мя, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы благоутробне приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо един еси и освящение наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.
Молитвословие 4-е
Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов; буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя, грешнаго, стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых.
Молитвословие 5-е ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси, недостойнаго, причастника быти пречистаго Тела и честныя Крове Сына Твоего. Но рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже источник безсмертия рождшая, оживотвори мя, умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление, и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрославленна еси во веки. Аминь.
Тропарь святому Иоанну Златоусту, глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 6
Слава: От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя.
И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Скачать текст
Скачать текст молитв одним файликом тут. Документ рекомендуется сохранить на компьютер, чтобы в дальнейшем распечатать.
PDF и Docx подходит, чтобы распечатать текст с компьютера или для просмотра на экране.
Слушать онлайн и скачать как MP3
Можно послушать молебны онлайн или скачать аудиозапись в формате mp3 совершенно бесплатно.
Видео
В XXI продвинутом веке с массой доступной информации напрасно думается, что церковь очень стара — она шагает в ногу со временем. Теперь можно слушать онлайн все молебны, каноны через наушники своего mp3-плеера, смартфона или увидеть и скачать службы в социальных сетях совершенно бесплатно. Тексты есть на русском, славянском и иностранных языках, доступны аудио и видеоверсии.
Здесь представлена видео версия последования ко святому причащению.